пятница, 6 сентября 2013 г.

Стихотворение - это текст или не текст?

Приходит ко мне мой мальчик и говорит "Я вот правило тут выучил, проверь. Текст - это высказывание, в котором два или несколько предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу. Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить." (по учебн. Канакиной и Горецкого, 3 класс)

Мне скучно просто правило проверить. Я задаю загадку:

- А стихотворение - это текст?
- Ммм, навееерное, неееет...
- А почему нет? Или почему да...
- Нет, потому что предложения стихотворения не связаны одним смыслом. И темой. А да, потому что в стихотворении содержатся несколько предложений...

И тогда я сажаю ребенка рядом с собой и открываю ему... Маяковского! Ребенок сам не осилил, мелодика не детская совсем. А я читаю вслух "Пустяк у Оки":

Нежно говорил ей -
мы у реки
шли камышами:
"Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда, а девушка...
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
10 будто на небе строчка
из Аверченко...
Вы прекрасно картавите.
Только жалко Италию..."
Она: "Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти..."


- Это текст?
- Нееееет!
- Почему?
- Ну там предложения совсеееем не связаны смыслом!
- Хорошо, а это - текст? - читаю вслух отрывочек из "Болота" Пришвина:

Тут, конечно, весь воздух дрожал от пения всех болотных птиц, и, помню, лужа при полном безветрии вся волновалась от множества пробудившихся в ней насекомых. Вид очень длинного и кривого клюва кроншнепа всегда переносит мое воображение в давно прошедшее время, когда не было еще на земле человека. Да и все в болотах так странно, болота мало изучены, совсем не тронуты художниками, в них всегда себя чувствуешь так, будто человек на земле еще и не начинался. 

- Да, потому что здесь во всех предложениях говорится о болоте, у всех предложений одна мысль.

- Чудесно, а это? - в ход пошел Есенин:

Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.

На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра.

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.

В терем темный, в лес зеленый,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.


- Мммм... Нет. Предложения совсем не связаны. Не понятно, о чем.

А я не сдаюсь, в ход пошли козыри - "Темза в Челси" Бродского:

Город Лондон прекрасен, в нем всюду идут часы.
Сердце может только отстать от Большого Бена.
Темза катится к морю, разбухшая, точно вена,
и буксиры в Челси дерут басы.
Город Лондон прекрасен. Если не ввысь, то вширь
он раскинулся вниз по реке как нельзя безбрежней.
И когда в нем спишь, номера телефонов прежней
и бегущей жизни, слившись, дают цифирь
астрономической масти. И палец, вращая диск
зимней луны, обретает бесцветный писк
"занято"; и этот звук во много
раз неизбежней, чем голос Бога.


И "Демон" Пушкина:

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия -
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, -
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, -
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.


Тут ребенок сразу заявил, что эти стихотворения - однозначно тексты. В них прослеживается мысль, и предложения смыслом связаны, и одна тема у всех предложений. Даже рассказал, о чем каждое.

И тут я обухом по голове, - снова Маяковского, "Мама и убитый немцами вечер" :


По черным улицам белые матери
судорожно простерлись, как по гробу глазет.
Вплакались в орущих о побитом неприятеле:
"Ах, закройте, закройте глаза газет!"

Письмо.

Мама, громче!
Дым.
Дым.
Дым еще!

Что вы мямлите, мама, мне?
Видите -
весь воздух вымощен
громыхающим под ядрами камнем!
Ма -а -а -ма!
Сейчас притащили израненный вечер.
Крепился долго,
кургузый,
шершавый,
и вдруг, -
надломивши тучные плечи,
расплакался, бедный, на шее Варшавы.
Звезды в платочках из синего ситца
визжали:
"Убит,
дорогой,
дорогой мой!"
И глаз новолуния страшно косится
на мертвый кулак с зажатой обоймой.
Сбежались смотреть литовские села,
как, поцелуем в обрубок вкована,
слезя золотые глаза костелов,
пальцы улиц ломала Ковна.
А вечер кричит,
безногий,
безрукий:
"Неправда,
я еще могу-с -
хе! -
выбряцав шпоры в горящей мазурке,
выкрутить русый ус!"

Звонок.

Что вы,
мама?
Белая, белая, как на гробе глазет.
"Оставьте!
О нем это,
об убитом, телеграмма.
Ах, закройте,
закройте глаза газет!"


- О чем стихотворение?
- Ээээ... о газетах... о какой-то маме...
- А оно об убитых сыновьях на войне и о матерях, которые горюют.
- Да???!
- Чтобы понять некоторые стихи, - говорю, - нужно иметь много лет опыта чтения литературы, и стихотворений в частности. Были же стихи, которые ты понимал. А Маяковского ты не понял. Но у него есть и смысл, и мысль, и общая тема...
- Мама!!!! Я понял!!! Там про камыши - это про тётеньку!

Смеемся, перечитываем. Объясняю: он ей о романтике, о звездах, о красоте... А она ему - "не прижимайте мой локоть, фу". Прямо ржали, знаете :) И, кажется, все-таки стихотворение - это текст. Даже если мы его языка не понимаем...

И какое все же хорошее получилось импровизированное занятие.

7 комментариев:

  1. Наталья, вы прекрасный педагог только потому, что в суете нашли время для одного ученика, поговорили с ним, поразмышляли! Может быть, спустя время он забудет определения текста, но стихи Маяковского, по-моему, никогда!

    ОтветитьУдалить
  2. Классное занятие получилось, да и авторы какие (совсем не детские). Я так не умею объяснять))) наверно, просто сказала бы, что у стихотворение - тот же текст, но с особым ритмическим рисунком. Ты молодец! (хочу к тебе на урок)))

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья, замечательно. Как раз через пару уроков в пятом классе тема "Текст". Всегда брала только прозаические тексты - в этот разу возьму обязательно стихи.

    ОтветитьУдалить
  4. Детям, действительно, сложно анализировать и рассуждать над поэтическим текстом...

    ОтветитьУдалить
  5. Удивительная мама у Вашего сына! С интересом прочитала... Возьму Ваши рассуждения на заметку!

    ОтветитьУдалить