понедельник, 19 августа 2013 г.

Как читать с читающим ребенком

Казалось бы, он все сам. И читает с рекордной скоростью в классе, и выразительное чтение освоил, и эмоции от книг испытывает, и даже сам выбирает, что читать, зачем и как. Значит ли это, что в 9 лет родился осознанный читатель?

А вот и нетушки. Всегда есть вопросы, которые остаются "за кадром". Всегда обнаруживаешь, что 9-летка мыслит, скользя по поверхности. Вот в комбинированных тестах по литературному чтению и русскому (задано на лето) привели отрывок из Пантелеевского "Портрета". Прочитал человек этот отрывок и пришел пытать, что это за произведение. Нашла, ссылку кинула на lib.ru. И после прочтения рассказа ЦЕЛИКОМ мальчик на вопрос к отрывку ответил, что действие могло происходить после войны. "Почему? Какие факты об этом говорят?" - "Ну там все были такие голодные, что ему ничего не давали". - "А во время войны могли такие события происходить?" - "В полном же рассказе написано, что дело было после войны".

Обратила внимание на то, что в рамках задания мы ограничиваемся заданием. И в рамках отрывка текста включаем фантазию по отрывку. И пофантазировали даже на тему "в наши дни", представили, как еду просят бездомные и цыганские мальчишки. И рассказала о том, что есть благотворительные фонды, которые помогают бездомным, а есть те, кто им не помогает, потому что "чего их кормить, все равно сопьются", и обе позиции, как и третья, "не обращать внимания" и "не задумываться", существуют бок о бок. И про цыган, которые просят "ребенку на пирожок", а предложи купить им картошки с мясом - ругаются нецензурно.

Или вот на ночь любит, чтобы вслух. Сейчас у нас "Тимур и его команда". И каждый вечер воспоминания о том, кто такой Георгий Гараев, чем дача отличается от сада, чем провинилась младшая сестра (и звали ее не Ольга), хулиган ли Мишка Квакин и в чем его хулиганство состоит, даются с трудом, в общем-то. А без этих воспоминаний ни сюжета, ни отношений, ни характеров не понять!

Надо разговаривать, много разговаривать, побуждать активно рассуждать вслух даже с читающими детьми. Мало ли, что он сам...

4 комментария:

  1. Очень верные наблюдения и размышления мудрой мамы. Спасибо.

    Наталья, пожалуйста, снимите капчу: трудно оставлять комментарии.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо за подсказку! не знала, что капча настраивается. Сняла.

    ОтветитьУдалить
  3. Наташа, полностью с Вами согласна, что с ребенком обязательно нужно разговаривать о прочитанном, а не просто просить пересказать сюжет. Любая книга - это отражение своего времени. Время быстро меняется и многие детали уходят, становятся непонятными. Вы же знаете, что "Тимур и его команда" - это идейное произведение, поэтому в повести видна специфика советского времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но какие характеры! Какие поступки! Мне повезло, что сын интересовался Лениным, Великой Октябрьской революцией и прочими вещами, так что идея пионерии и стиль советской жизни ему известен с дошкольного возраста.

      Удалить